Оглавление статьи:
Большинство мер, направленных на борьбу с курением, не воспринимаются должным образом нашими курящими соотечественниками. Они могут согласиться с тем, что находиться с дымящей сигаретой в общественных местах – нехорошо, но до глубины души возмущает повышение цен на табачные изделия. Мол, опять решили нагреть руки на чьих-то слабостях! К тому же стоит ли рассчитывать на то, что притеснение определенной категории граждан окажется результативным?
Невозможно искоренить курение, действуя только в одном направлении. Нужен комплексный подход, объединяющий вокруг благородной идеи всевозможные методы. Повышение цен на сигареты в 2017 году – считается выгодной схемой для борьбы с курением. Так ли это?
Вряд ли заметно поубавится желающих закурить в общественном месте после подорожания сигарет или введения правительством какой-нибудь страны или местными властями соответствующего запрета. Другое дело, если подобного рода начинания поддержать мерами воспитательного характера. Должно пройти немало времени, чтобы можно было увидеть результаты. Каков механизм работы предлагаемой схемы?
Неожиданное подорожание табачных изделий курильщики расценят, как желание бессовестных капиталистов получить сверхприбыль, обобрав очередной раз простой народ до нитки. Хотя некоторым людям вообще будет, выражаясь простым языком, по барабану.
Но после проведенной воспитательной работы и пропаганды через средства массовой информации новые ценники на сигаретах уже не вызовут бурю негодований. Курильщики, если не все, то многие, уже начнут сдаваться под цивилизованным, но упрямым натиском общественности, которая пошла в наступление на сигареты по всем фронтам.
Эффективность повышения цен на сигареты
Оценить результат принятия той или иной меры можно, если вооружиться предлагаемым экономистами понятием под названием «эластичность цены (спроса)». Он показывает насколько стали меньше покупать сигареты после однопроцентного повышения цены.
Например, значение эластичности равно -1,5 следует понимать примерно так: увидев возросшие на 10 процентов значения на ценниках, покупатели на 15 процентов реже стали интересоваться сигаретами. При сравнительно низких до определенной степени значениях эластичности спроса цены выглядят не слишком пугающими, не вызывают беспокойство в среде курильщиков.
Экономически развитые страны стараются удерживать эластичность цены около отметки -0,4 (вследствие 10-процентного роста цены спрос упал на 4 процента), что вызывает определенную реакцию, а значит, вселяет надежду на положительный исход.
Чтобы ценовая политика была эффективной, требуется присутствие целого ряда факторов. На эластичность цены очень влияют:
- Уровень дохода. У стран со слабой экономикой дела обстоят хуже и с эластичностью цен на сигареты – между -0,7 и -0,95. Если средств от силы хватает на самое необходимое, существуешь от зарплаты до зарплаты, то о выделении денег на то, что превращается в дым, не может быть и речи. Абсолютно не впечатляет факт повысившихся цен на сигареты тех, у кого доход высокий и стабильный.
- Возраст и пол. Чем старше по возрасту человек, тем ниже для него эластичность цен. Объяснение простое. У не так давно начавшего курить молодого человека, во-первых, еще не успела укорениться вредная привычка, а, во-вторых, доход его в большинстве случаев не отличается стабильностью. Представительницы прекрасного пола легче найдут в себе силы отказаться от курения. Также они в основном отдают предпочтение далеко не самому дешевому ассортименту сигарет. В среднем женщина ежедневно меньше выкуривает сигарет, чем мужчина, так же как и намного меньше стаж.
Причиной подскочившей цены на сигареты в первую очередь является введение более высокого акциза, т.е. косвенного налога. Как бы там ни было, для улучшения показателя эластичности спроса в данной ситуации стоило бы поработать с потребителем, применив хитрые маркетинговые приемы. Под этим подразумеваются следующие тезисы:
- Максимально ограничить доступность табачных изделий. Курильщики обычно объединяются вокруг торговых точек, которые беспрепятственно отпускают сигареты: кассы супермаркетов, газетные киоски, ларьки, небольшие закусочные и т.п. Это облегчает жизнь тех, кто еще находится на начальном этапе пристрастия. Они не будут колесить по всему микрорайону лишь с одной единственной целью – найти табачный магазин.
- Предостережения на упаковках. Курильщику, взявшему в руки пачку с сигаретами, должна бросаться в глаза будоражащая сознание фраза, например, «курение убивает» или предупреждающая о том, что оно способно вызвать рак легких. Естественно, наивно полагать, будто прочтя это человек, тут же выбросит сигареты в урну. Но всё же на подсознательном уровне зафиксируется посыл о вреде здоровью. Как говорится, вода камень точит.
- Запрет рекламы сигарет. Производители табачных изделий на полную мощность пользуются услугами рекламных компаний. Там, где такая реклама под запретом пристрастие к сигаретам появляется у людей в более позднем возрасте. Ведь в основном легкому внушению поддается чувствительный мозг детей, подростков и молодежи!
Повышение цен на сигареты 2017 – очередной шаг к здоровой нации. Хотя большинство людей считают, что такие меры не дадут результаты, лишь усугубят финансовое положение некоторых семей.