Наркотики – это не та тема, которую следует избегать. Чем более вы знаете об этом яде, тем больше у вас противоядия от болезни века. Особенно стоит детально обсуждать эту тему с детьми. Профилактика наркомании в школе – это важный этап социального общества. Именно в учебном заведении дети сталкиваются с тем, чтобы доказать свою самостоятельность и значимость. Именно в такой переломный момент в их жизнь попадают «чудо» таблетки и шприцы с «волшебным» веществом.
Детская профилактика наркомании
Вряд ли кто-то из родителей хочет плохого будущего для своего ребенка. Молодые мама и папа представляют своего малыша красивым, успешным, состоявшимся в жизни. И все же, более 30% подростков начиная с 10 лет на сегодняшний день курят, употребляют алкоголь и наркотики.
С взрослением детей увеличивается и цифра зависимых, — и речь идет о подростках из нормальных семей! Почему же так? Выходит, не уберегли. Получается, учителя и родители хотели быть мягкими, тактичными, не хотели разрушать уютный детский мир суровыми реалиями. А надо бы!
Нужно помнить, что дети – наиболее легкая, уязвимая и привлекательная мишень для каждого наркоторговца. Эта аудитория самая внушаемая, а нежный детский организм очень быстро привыкает к влиянию наркотических средств. Два-три бесплатных угощения наркотиком – и новый клиент для сбыта отравы готов. Работа школ по профилактики наркомании заключается в следующем:
- создание наглядных материалов;
- проведение открытых занятий;
- организация творческих проектов, когда дети рисуют плакаты;
- приглашение в школу наркологов и специальных работников, которые своими глазами, видели, кто такие наркоманы.
Наркотики – это бизнес. Как и любому товару, этому яду также необходим рынок спроса. Благодаря деятельности наркодиллеров и бездеятельности родителей и учителей этот рынок постоянно увеличивается в объеме.
Когда уместно начинать профилактику детской наркомании?
Если раньше цифры оптимального возраста просвещения о вреде наркотиков близились к 18-20 годам, то сейчас чем раньше, тем лучше. Министерство здравоохранения предлагает проводить специальные уроки – классный час, для учеников начиная с первых классов, где доступно излагается информация о вреде наркотиков. Почему так рано, могут недоуменно спросить некоторые родители? Ведь семилетний или восьмилетний ученик – это совсем ребенок! Все верно, но и торговцы зельем не дремлют, и распространяют наркотический яд даже среди малышей.
Классные часы, на которых детям рассказывалось о вреде наркотиков, начали проводиться в отечественных школах в девяностые годы. Это было вызвано волной токсикомании и первыми случаями детских смертей от передозировки наркотиков. Многие родители посчитали тогда, что именно школа является рассадником наркотической заразы, и такое мнение не было безосновательным.
Но нужно сказать, что проведение специальных обучающих уроков имело (и имеет) скорее номинальный характер. Во-первых, такие классные часы проводились после основных занятий, в дополнительное время, когда мыслями и дети, и учителя были уже дома. Во-вторых, ответственность за наполнение содержимым таких уроков налагалась на классных руководителей, чьим профилирующим предметом было что угодно, но никак не наркология. В итоге, вкратце рассказав детям о наркотиках, что это вредно и опасно, учитель отпускал детей по домам.
На сегодняшний день ситуация мало изменилась. Дети не относятся с уважением к подобным «внеклассным» уроком, не связанными с изучаемыми предметами. Сыграть можно исключительно на авторитете преподавателя и на интересном содержимом таких познавательных лекций.
Насколько школа заинтересована в решении проблемы наркотиков?
Будем откровенны – если в школе имеет место наркомания, то это будет замалчиваться, чтобы не пострадала репутация заведения. Проблемы наркомании не будут афишировать, чтобы не создавать избыточный потенциал. Если же проблемы как таковой нет (или о ее проявлениях в стенах школы мало кто знает из преподавательского состава), то учителя не будут лезть из шкуры вон, чтобы предупредить детей об опасности!
Получается своеобразная круговая порука – родители не будут говорить учителям о том, что их ребенок употребляет наркотики, учителя не дадут дойти школьным слухам о наркотиках до родителей и до начальства, а начальство, в свою очередь, постарается, не допустить того, чтобы эта информация дошла до общества.
Наиболее заинтересованы в том, чтобы обучить и воспитать детей только те учителя, которые каким-либо образом столкнулись или пострадали от наркотиков, другим же просто нет дела до проведения таких уроков. Тем более, что процесс обучения и воспитания в школе не разграничен, и проведя пары по математике, учитель недоумевает, почему он должен еще и делать начитку по теме наркозависимости.
И все же, проводить специальные уроки, на которых детям расскажут о вреде наркотиков, просто необходимо. Не все родители считают своим долгом беседовать с подростком на такие темы, а посему ребенок может просто не знать, чем для него обернется употребление тех или иных препаратов.
О чем следует рассказывать детям на профилактических уроках?
Информация в идеале должна быть специально подготовлена школьным психологом или врачом-наркологом. Очень полезны обучающие фильмы, специальное видео, рассказывающее в доступной форме о вреде наркотиков. Конечно же, такие фильмы не должны демонстрировать явственных сцен сексуального характера или насилия (хотя все это – оборотная сторона наркомании, и фильмов про наркотики без такого контента практически нет).
Кроме того, информация должна подаваться интересно, носить скорее позитивный характер, чем негативный. Очень полезно включать в профилактические уроки самих детей – давать задание подготовить материал по проблеме, проводить самостоятельно анализ или исследование. Мероприятия по профилактике наркомании в школе должны проводиться регулярно. Таким образом можно предотвратить детскую зависимость и спасти немало жизней.
Профилактика наркомании в школе – учителям на заметку
Большое значение в профилактике наркомании в школе несут обычные рядовые учителя. Они могут первыми заметить неладное (отсутствие некоторых учеников на парах, странное поведение и внешний вид, перешептывания других учеников), пока эта информация не дошла еще до директора или классного руководителя. Внимательность и бдительность, доверительные отношения с учениками – вот лучшее оружие против распространения наркомании. Сами дети могут рассказать учителю «по секрету», о том, что происходит в туалете, уличной курилке или полумраке школьной дискотеки.
Если какой-то из учеников подозревается в наркомании, то первым делом руководство школы пытается найти контакт с родителями. Если родители заинтересованы в скорейшем разрешении проблемы и идут на встречу, то школа предоставляет список имеющихся у нее центров по борьбе с зависимостью. Однако нередки случаи, когда в применении наркотиков замечен ребенок из неблагополучной семьи.
В таком случае с родителями не удастся договориться – они могут не видеть проблемы в увлечении подростка, и диалог «школа-родители» перерастает в настоящее противостояние. В таком случае дирекция решает проблему самостоятельно, направляя информацию о ребенке в наркодиспансер.
Видео «Ломка. Совершенно секретно»
Выводы
Профилактика наркомании в школе – проблема актуальная и в то же время достаточно острая. Ребенок проводит немало времени в стенах учебного заведения, и потому классные часы, на которых авторитетный преподаватель расскажет об опасности наркотиков, могут быть очень полезными. Но есть и оборотная сторона медали – сами учителя не слишком заинтересованы в просвещении своих учеников, а если проблема имеет место, то большинство преподавателей старается закрыть глаза и замять ситуацию, чтобы не пострадала репутация школы.